Александр Протасов ✍️ сказки и стихи для детей
Современная русская литература

Что такое музыкальная теория Фундаментальное понятие

Что такое музыкальная теория Фундаментальное понятие

Что такое музыкальная теория Фундаментальное понятие. И начнем мы в вами с того, что термин «теория музыки», это неправильное трактование данной сущности — более приемлемо «история музыки». Потому что теория подразумевает точные знания — делай так, получишь это. Разве это можно наложить на искусство выражения индивидуального состояния души, отдельно взятого человека, с помощью музыки. Давайте разберем более подробно, почему термин «теория музыки» может быть не совсем точным и даже вводить в заблуждени. И именно он это, и делает — вводит в заблуждение. Пропаганда преувеличивает значение музыкальной теории на способность создавать музыку.

Теория пишется по готовому, а не наоборот — важнейшее знание, что должно быть у вас за аксиому, для полного понимания вопроса музыки. Например, я создал целое направление музыки, и даже не догадывался, что надо еще что-то, кроме душевного настроя и кружки хорошего чая. А эти! Эти! Потом начинают копаться в моей музыке, и выводить какие-то закономерности. Что потом, они назовут теорией.

Тоже самое касается литературы: вообще, даже не догадывался что есть какие-то, там теории. Не было у меня в школе "5" по литературе. Глубоко за 40 - ознакомился со всем, уже через годы: когда было написано пару мешков. Ознакомился, и забыл. Когда получаете информацию с первых рук, понимайте как есть на самом деле, а не как вам пропаганда промывает мозги. Не мог отличить ямба от хорея, пока не написал сто стихов, и только, через годы, на волне случайного азарта узнать, что там...

Про свою музыку говорить (всему свое время) сейчас не буду, но можете догадаться, как я написал свою первую и вторую песню (это касательно теории, а на разных инструментах я музицирую время от времени на протяжении всей жизни, но это, как бы не было для кого удивительно, не имеет никакого отношения к сочинению музыки, никаких музшкол не оканчивал. По иронии судьбы: два раза ходил записываться, а там мест не было. Бог миловал от академизма головного мозга. И я знаю многих, кто тратил годы на музыкалку, и в итоге даже играть на достойном уровне не могут. Про сочинение собственной музыки, вообще, в этом случае говорить не приходится).


Проблема термина «теория»:

  • Предполагаемая объективность: Слово « теория » ассоциируется с наукой, где есть четкие законы, формулы и предсказуемые результаты. В музыке такого нет.

  • Ложное ожидание: « Теория музыки » может создавать у начинающих музыкантов ожидание, что изучение правил гармонии, контрапункта и т.д. автоматически сделает их хорошими композиторами. Это не так. Как правило, все эти грамотеи — пупы музыкальной теории не способны создавать музыку, чтобы ее можно было слушать даже на толчке. Как и те, кто им верит, долбит теорию на протяжении десятилетий, а в итоге — толчется на месте.

  • Недооценка субъективности: Музыка - это, в первую очередь, искусство выражения. Она отражает эмоции, переживания, культурный контекст, индивидуальность композитора. «Теория» часто не учитывает этот субъективный аспект.

  • Ограничение креативности: Стремление следовать правилам «теории» может подавлять творчество, заставляя композиторов избегать экспериментов и придерживаться устоявшихся канонов.


«История музыки » как более точный термин:

  • Подчеркивание контекста: Этот термин подчеркивает, что музыка развивается во времени и в пространстве. Правила гармонии, формы, мелодии и т.д. менялись в разные эпохи и в разных культурах.

  • Описание, а не предписание: « История музыки » описывает, как музыка развивалась, какие стили и направления существовали, какие композиторы и произведения оказали наибольшее влияние. Она не диктует, как нужно писать музыку.

  • Уважение к разнообразию: « История » позволяет понять, что существует множество разных музыкальных традиций, стилей и техник, и что каждая из них имеет право на существование.

  • Вдохновение, а не ограничение: Изучение истории музыки может вдохновить композитора, познакомить его с разными техниками и идеями, но не должно ограничивать его творческую свободу.

  • Понимание эволюции: История помогает увидеть, как музыка эволюционировала от простых форм к сложным, как менялись вкусы и предпочтения слушателей.


Теория музыки как инструмент истории:

Важно понимать, что « теория музыки » (правильнее сказать « анализ музыкальных произведений » или « учение о гармонии, форме и т.д. ») - это не отдельная дисциплина, а инструмент для изучения истории музыки.

  • Анализ произведений: Теоретические знания помогают анализировать музыкальные произведения, понимать их структуру, гармонию, мелодию и т.д.

  • Обобщение опыта: « Теория » обобщает опыт композиторов разных эпох, выявляет закономерности, но не является абсолютной истиной.

  • Средство общения: Знание « теории » помогает музыкантам общаться друг с другом, обсуждать музыку, делиться идеями.


Как это связано с индивидуальным выражением:

Музыка - это, в первую очередь, самовыражение. Мне безразлично, кто и как, когда пиликал на скрипках, или стучал в бубен: честно говорю, что мое выражение в музыке, только лишь мое. Кому зайдет, будет, и его. Об этом теория предательски умалчивает, что суждение о хорошей и плохой музыке оно субьективно, жанрово, и по большому счету: не все едят борщ. « История музыки » дает композитору инструменты для выражения своих чувств, мыслей и идей. Кричит нам пропаганда.

Но на самом деле ничего не дает история музыки композитору. И не обязана давать. Вы ведь не забыли, что музыка это индивидуальное выражение души отдельно взятого музыканта, композитора: от поет его душа так. И не обязана он пласать под чужую дудуку. Это важно понимать. Они нас этой безрасудной, и местами алогичной теорией музыки хотят запрячь в одну повозку. Только с чего бы это все! Что теория музыки заточена под определенные музыкальные инструменты, эту тему мы раскроем подробно, но на другой странице. Вы поймете, как это все символично, что связано с теорией, которую навязывают всем за учение и науку.

  • Выбор стиля и техники: Композитор может выбирать из множества стилей и техник, которые существовали в разные эпохи.

  • Эксперименты: Композитор может экспериментировать, сочетать разные стили и техники, создавать что-то новое.

  • Свобода творчества: «История» не должна ограничивать свободу творчества композитора. Она предоставляет ему знания, которые он может использовать по своему усмотрению.

  • Понимание слушателя: Знание истории помогает композитору понять, как музыка воздействует на слушателя, какие элементы вызывают те или иные эмоции.


Вывод:

Музыка - это живое искусство, которое развивается во времени и пространстве, отражает культуру, эмоции и индивидуальность композиторов. «Теория» — это инструмент для изучения истории, а не свод жестких правил, которые необходимо соблюдать. Теория не научит вас сочинять музыку, она только скажет: вот тот делала так, а другой этак. Но первый был гений, второй слышал музыку в голове, а третий кроме музыки ничего в жизни не видел - вдумайтесь в это! Главное — не забывать о том, что музыка - это, в первую очередь, способ выразить себя и передать свои чувства слушателям. Чтобы еще глубже раскрыть тему: ознакомьтесь с страницей "Почему в музыкальной теории всего так много лишнего".