Почему в музыкальной теории много лишнего и ненужного
Ответ на вопрос: почему в музыкальной теории много лишнего и ненужного? Очень простой, если это принять с открытой душой, и не упорствовать в восприятии фактов: в музыкальной теории наблюдается избыточность, вызванная сочетанием исторических факторов, эволюцией музыкального языка и особенностями методов исследования. Эта избыточность проявляется в деталях, терминологии и подходах, что приводит к вопросам о ее практической ценности.
Исторические причины
Стремление к детализации: В попытке точно зафиксировать музыкальные явления, особенно в фольклористике, чрезмерное внимание к деталям, таким как нюансы мелодического рисунка, может затмевать целостное восприятие и содержательный аспект музыки.
Эволюция музыкального языка: Развитие музыкальных направлений, таких как конкретная и электронная музыка, алеаторика и сонористика, привело к необходимости разработки новых теоретических подходов. Эти подходы, в некоторых случаях, оказались перегружены специфической терминологией и аналитическими методами, иногда включающими излишние элементы для описания этих новых явлений.
Неоднозначность терминов: Многие понятия в теории музыки имеют множество значений, зависящих от стиля, эпохи или контекста. Это приводит к спорам и неясностям, усложняя понимание и применение теории на практике.
Примеры избыточности
Избыточное структурирование: В таких направлениях, как сериальная музыка, сложные теоретические конструкции могут быть добавлены к уже существующим техникам, усложняя процесс создания музыки и ее восприятие.
Избыточность в нотации: В некоторых случаях нотные записи могут быть перегружены деталями, которые не влияют на музыкальное восприятие или затрудняют чтение партитуры.
Избыточность в концепции «музыки перенасыщения»: Стремление к максимальному насыщению музыкального пространства различными параметрами (тембр, динамика, звукоизвлечение) может приводить к нагромождению звуков, затрудняя восприятие музыкальной формы и содержания.
Самые главные проблемы музыкальной теории
Ключевые проблемы в музыкальной теории выходят за рамки простой избыточности и затрагивают более фундаментальные аспекты:
Оторванность от практики: Теоретические концепции часто формулируются в отрыве от реального музыкального опыта.
Пример: Сложные гармонические анализы, которые не учитывают контекст исполнения, интонацию или особенности инструмента. Разбор гармонии произведения может быть полезным, но если он не помогает музыканту в исполнении или сочинении, это становится излишним.
Сложность и абстрактность: Многие теории становятся чрезмерно сложными и абстрактными, что затрудняет их понимание и применение.
Пример: Глубокий анализ полифонии в стиле барокко может требовать знания десятков терминов и формул, в то время как музыкант может интуитивно понимать и исполнять эту музыку.
Нормативность и догматизм: Некоторые теории пытаются навязать жесткие правила и нормы, ограничивая творческую свободу.
Пример: Строгие правила голосоведения, которые препятствуют экспериментированию с нетрадиционными гармониями и мелодическими ходами.
Недостаточное внимание к эмоциональному восприятию: Многие теории сосредотачиваются на формальных структурах, игнорируя эмоциональное воздействие музыки.
Пример: Анализ музыкальной формы, который не учитывает темп, динамику, тембр и другие элементы, которые формируют слушательское впечатление.
Пути решения и обобщение
Вопрос о необходимости теории музыки вызывает споры. Хотя теория музыки предоставляет инструменты для анализа и понимания музыкальных произведений, она не является непременным условием для успешного творчества. Опыт великих музыкантов подтверждает это. Избыточность и сложность теории могут отвлекать от непосредственного музыкального опыта и ограничивать творческую свободу.
Важно понимать, что теория музыки — это инструмент, а не самоцель. Она должна служить для углубления понимания музыки, а не для создания формальных препятствий. Оптимальный подход к изучению теории музыки заключается в ее практическом применении, интеграции с творческим процессом и осознании ее относительной ценности. Сами подумайте, какая еще теория, если разговор о творчестве. А то получается, что ремесло: делай так, получится это. Вдумайтесь в сказанное! И посмотрите по сторонам, как люди тратят на обучение музыке по двадцать, тридцать лет, а своего ничего сыграть не могут. Главное из теории музыки ждет вас на другой странице, на что хватит недели, ознакомиться и осознать, что главное, а что совсем не надо.
Вопрос на засыпку: играть музыку по настроению души, или учить теорию музыки двадцать лет — а может придумать свою теорию? Но в любом случае, вы уже осознали, в каком случае будет результат лучше. И что слаще для сердца. А то зачем тогда нужна, вся эта музыка, как не для души!