Трехмерный персонаж, или как оживить образ
Что такое трехмерный персонаж? Как правильно создать живого персонажа? Эти вопросы задает себе каждый писатель, драматург, сценарист. Чтобы вселить душу в персонажа: мало указать как он выглядит и что он говорит. Вообще, это по-большому счету ни о чем — у Ганс Христиана Андерсена все персонажи картонные и обезличены, и он — Андерсен. Здесь главное, оказаться в нужное время в нужном месте.
Но тем не менее, если вы пишите для себя, и не хотите уподобиться этим мажорам от литературы, которые только согласно пропаганды держатся на плаву. Советую ознакомиться с методом Лайоша Эгри, который в своем маленьком трактате «Искусство драматургии» привел пример, как создать трехмерный персонаж и оживить образ. Показал по пунктам что желательно раскрыть читателю, или зрителю, чтобы они поверили что персонаж живой.
Художественная литература — плод воображения отдельно взятого писателя: грезы и мечты, которым он придал твердый вид, в виде рукописи. В большинстве случаев это плод больного воображения, что не имеет ничего общего с реальностью. Пьесы и романы, создают чтобы заработать, а не чтобы чему вас научить. Но многими простаками, романы и пьесы: воспринимаются, как нечто большее, чем — развлекательная литература. Которая первоначально задумывалась автором, именно, как развлекательная, и писалась: исключительно ради наживы. Александр Протасов
Примерная схема Лайоша Эгри — костяк, остов трехмерного изображения характера.
Физиология
1. Пол.
2. Возраст.
3. Рост и вес.
4. Цвет волос, глаз, кожи.
5. Телосложение, комплекция, излюбленные позы.
6. Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и т. д. Полнота, худоба, форма головы, лица, членов.
7. Дефекты: уродства, родимые пятна и т. д. Болезни.
8. Наследственность.
Социология
1. Класс: нижний, средний, высший.
2. Занятия: род работы, время работы, доход, условия труда, есть профсоюз или нет, тепень организованности труда, способности к этой работе.
3. Образование: сколько классов, какая школа, оценки, любимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
4. Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, привычки родителей, интеллектуальное развитие родителей, их пороки, пренебрежение, невнимание (к ребенку). Семейное положение персонажа.
5. Религия.
6. Раса, национальность.
7. Групповое положение: лидер среди друзей, в клубе, в спорте.
8. Политические симпатии.
9. Развлечения, хобби: книги, журналы, газеты, которые он читает.
Психология
1. Половая жизнь, моральные правила.
2. Личные цели, устремления.
3. Поражения, разочарования, неудачи.
4. Темперамент: холерический, беспечный, пессимистический, оптимистический.
5. Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
6. Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, предрассудки, фобии.
7. Экстраверт, интраверт, средний тип.
8. Способности: знание языков, особые таланты.
9. Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравновешенность.
10. Уровень умственного развития.
Хочу предупредить, особенно тех, кто верит всему что на заборе написано. Если вы пропишите такую нумерацию в своем романе, или для описания персонажа отведете для этого две страницы вашего романа или сценария, пьесы. Из этого ничего хорошего не получится. Вот как ответил Лайош Эгри на вопрос: «Можно ли все эти характеристики включить в пьесу?»
Сами вы должны все это знать, но упоминать об этом в пьесе необязательно. Они, эти характеристики, пронизывают поведение персонажа, но сами по себе могут и не выходить на поверхность. Просто поведение высокого человека будет значительно отличаться от поведения коротышки, а манеры рябой женщины – от манер красотки. Вы должны знать, чем является ваш персонаж, чтобы понимать, как он поведет себя в определенной ситуации. Все, что происходит в вашей пьесе, должно непосредственно вытекать из свойств выбранных вами персонажей, выбранных для доказательства вашей посылки. И они должны быть способны доказать посылку без всяких натяжек. Лайош Эгри
Здесь охота добавить, что не обязательно всему верить что написал Эгри Лайош: поведение человека не зависит от высоты человека, это больше относится к его духу. У меня есть приятель у которого метр с кепкой, но ведет он себя, будто у него три метра роста. Вы должны четко отдавать себе отчет, что почти все «умные книжки», хотят такими казаться, а не такие есть на самом деле. Но, то, что персонаж должен иметь вышеперечисленные характеристики, чтобы не быть картонным: это может стать ваше отправной точкой в создании образа персонажа.
Каждый должен сам, и творчески подходить к процессу оживления персонажа. Многие пункты могут оказаться избыточные для вашего повествования, и политическая симпатия персонажа в детском рассказе не совсем уместна. Поэтому включайте мозги и помните, что никто вас не научит писать гениальные романы, и пьесы с киносценариями. Никому не нужен второй Шекспир, и особенно Лев Толстой.