Трехмерный персонаж, или как оживить образ

Трехмерный персонаж, или как оживить образ

Что такое трехмерный персонаж? Как правильно создать живого персонажа? Эти вопросы задает себе каждый писатель, драматург, сценарист. Чтобы вселить душу в персонажа: мало указать как он выглядит и что он говорит. Вообще, это по-большому счету ни о чем — у Ганс Христиана Андерсена все персонажи картонные и обезличены, и он — Андерсен. Здесь главное, оказаться в нужное время в нужном месте.

Но тем не менее, если вы пишите для себя, и не хотите уподобиться этим мажорам от литературы, которые только согласно пропаганды держатся на плаву. Советую ознакомиться с методом Лайоша Эгри, который в своем маленьком трактате «Искусство драматургии» привел пример, как создать трехмерный персонаж и оживить образ. Показал по пунктам что желательно раскрыть читателю, или зрителю, чтобы они поверили что персонаж живой.


Художественная литература — плод воображения отдельно взятого писателя: грезы и мечты, которым он придал твердый вид, в виде рукописи. В большинстве случаев это плод больного воображения, что не имеет ничего общего с реальностью. Пьесы и романы, создают чтобы заработать, а не чтобы чему вас научить. Но многими простаками, романы и пьесы: воспринимаются, как нечто большее, чем — развлекательная литература. Которая первоначально задумывалась автором, именно, как развлекательная, и писалась: исключительно ради наживы.

Александр Протасов


Примерная схема Лайоша Эгри — костяк, остов трехмерного изображения характера.


Физиология

1. Пол.

2. Возраст.

3. Рост и вес.

4. Цвет волос, глаз, кожи.

5. Телосложение, комплекция, излюбленные позы.

6. Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и т. д. Полнота, худоба, форма головы, лица, членов.

7. Дефекты: уродства, родимые пятна и т. д. Болезни.

8. Наследственность.


Социология

1. Класс: нижний, средний, высший.

2. Занятия: род работы, время работы, доход, условия труда, есть профсоюз или нет, тепень организованности труда, способности к этой работе.

3. Образование: сколько классов, какая школа, оценки, любимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.

4. Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, привычки родителей, интеллектуальное развитие родителей, их пороки, пренебрежение, невнимание (к ребенку). Семейное положение персонажа.

5. Религия.

6. Раса, национальность.

7. Групповое положение: лидер среди друзей, в клубе, в спорте.

8. Политические симпатии.

9. Развлечения, хобби: книги, журналы, газеты, которые он читает.


Психология

1. Половая жизнь, моральные правила.

2. Личные цели, устремления.

3. Поражения, разочарования, неудачи.

4. Темперамент: холерический, беспечный, пессимистический, оптимистический.

5. Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.

6. Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, предрассудки, фобии.

7. Экстраверт, интраверт, средний тип.

8. Способности: знание языков, особые таланты.

9. Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравновешенность.

10. Уровень умственного развития.


Хочу предупредить, особенно тех, кто верит всему что на заборе написано. Если вы пропишите такую нумерацию в своем романе, или для описания персонажа отведете для этого две страницы вашего романа или сценария, пьесы. Из этого ничего хорошего не получится. Вот как ответил Лайош Эгри на вопрос: «Можно ли все эти характеристики включить в пьесу?»


Сами вы должны все это знать, но упоминать об этом в пьесе необязательно. Они, эти характеристики, пронизывают поведение персонажа, но сами по себе могут и не выходить на поверхность. Просто поведение высокого человека будет значительно отличаться от поведения коротышки, а манеры рябой женщины – от манер красотки. Вы должны знать, чем является ваш персонаж, чтобы понимать, как он поведет себя в определенной ситуации. Все, что происходит в вашей пьесе, должно непосредственно вытекать из свойств выбранных вами персонажей, выбранных для доказательства вашей посылки. И они должны быть способны доказать посылку без всяких натяжек.

Лайош Эгри


Здесь охота добавить, что не обязательно всему верить что написал Эгри Лайош: поведение человека не зависит от высоты человека, это больше относится к его духу. У меня есть приятель у которого метр с кепкой, но ведет он себя, будто у него три метра роста. Вы должны четко отдавать себе отчет, что почти все «умные книжки», хотят такими казаться, а не такие есть на самом деле. Но, то, что персонаж должен иметь вышеперечисленные характеристики, чтобы не быть картонным: это может стать ваше отправной точкой в создании образа персонажа.

Каждый должен сам, и творчески подходить к процессу оживления персонажа. Многие пункты могут оказаться избыточные для вашего повествования, и политическая симпатия персонажа в детском рассказе не совсем уместна. Поэтому включайте мозги и помните, что никто вас не научит писать гениальные романы, и пьесы с киносценариями. Никому не нужен второй Шекспир, и особенно Лев Толстой.