Неаккордовые звуки
Неаккордовые звуки – это ноты, которые не входят в состав аккорда, звучащего в данный момент. Они используются для создания мелодической выразительности, гармонической напряженности и интереса, а также для связывания аккордов между собой.
Основные виды неаккордовых звуков
Проходящий звук (Passing Tone - PT)
Проходящий звук – это неаккордовый звук, который находится между двумя аккордовыми звуками, расположенными на терцию друг от друга. Он движется поступенно, заполняя интервал между этими звуками.
Объяснение: Звук, который "проходит" между двумя аккордовыми звуками.
Пример: В мелодии C-D-E, где C и E – аккордовые звуки аккорда C Major, D – проходящий звук.
Вспомогательный звук (Neighboring Tone - NT)
Вспомогательный звук – это неаккордовый звук, который находится рядом с аккордовым звуком, отстоит от него на секунду (выше или ниже) и возвращается обратно к исходному аккордовому звуку.
Объяснение: Звук, который "соседствует" с аккордовым, а затем возвращается к нему.
-
Пример: В мелодии C-D-C, где C – аккордовый звук, D – вспомогательный звук.
Предъем (Anticipation - ANT)
-
Предъем – это неаккордовый звук, который появляется перед аккордом, к которому он принадлежит, и звучит на слабой доле такта. Он предвосхищает наступление аккорда.
-
Объяснение: Звук, который "предвосхищает" следующий аккорд.
Пример: В конце фразы, перед аккордом G Major, звучит нота B (из аккорда G Major), создавая предчувствие разрешения.
Задержание (Suspension - SUS)
-
Задержание – это аккордовый звук, который удерживается на слабой доле такта, переходя в диссонанс с новым аккордом. Затем он разрешается, опускаясь на ступень вниз, в аккордовый звук.
-
Объяснение: Аккордовый звук "задерживается" и создает диссонанс, который разрешается.
-
Пример: При переходе от C Major к G Major, нота G (из C Major) задерживается, создавая диссонанс с нотами G Major, а затем разрешается в ноту F.
Эшапе (Escape Tone - ET)
-
Эшапе (от французского "ускользающий") – это неаккордовый звук, который отстоит от аккордового звука на секунду, а затем движется на терцию в противоположном направлении.
-
Объяснение: Звук, который "ускользает" от аккордового, а затем "прыгает" в противоположную сторону.
-
Пример: В мелодии C-D-B, где C – аккордовый звук, D – эшапе, B – аккордовый звук (аккорд, в котором есть нота B).
Камбиата (Cambiata - CAMB)
-
Камбиата (от итальянского "измененный") – это неаккордовый звук, который встречается в XVI веке и представляет собой комбинацию нескольких движений: восходящая секунда, нисходящая терция, восходящая секунда и нисходящая секунда (разрешение).
-
Объяснение: Сложная комбинация движений, характерная для старинной музыки.
-
Пример: В старинной полифонии (сложно найти простой пример в современной музыке).
Педальный звук (Pedal Tone - PED)
-
Педальный звук – это долгий аккордовый звук, который обычно находится в басу и удерживается на протяжении нескольких аккордов, создавая гармонический контраст и напряжение. Аккорды над педальным звуком могут меняться, а сам педальный звук остается неизменным.
Объяснение: Длинный звук в басу, над которым меняются аккорды.
-
Пример: Органная музыка Баха, где часто используется педальный звук в басу.
Appoggiatura (APP)
-
Апподжиатура – это неаккордовый звук, который возникает на сильной доле такта и разрешается в аккордовый звук на слабой доле. Часто апподжиатура звучит диссонантно и создает сильное гармоническое напряжение, требующее разрешения.
Объяснение: Диссонирующий звук на сильной доле, разрешающийся на слабой.
Пример: В мелодии G-F-E (где E - аккордовый звук аккорда C Major), F - апподжиатура к E, возникающая на сильной доле.
Auxiliary Note (AUX) / Вспомогательный тон
-
Auxiliary note - это неаккордовый звук, который находится рядом с аккордовым звуком, отстоит от него на секунду (выше или ниже) и возвращается обратно к исходному аккордовому звуку. (это по факту тоже самое что и Neighboring Tone - NT).
Объяснение: Звук, который "соседствует" с аккордовым, а затем возвращается к нему.
Пример: В мелодии C-D-C, где C – аккордовый звук, D – вспомогательный звук.
Неаккордовые звуки – важный элемент музыкального языка. Они обогащают гармонию, делают мелодию более выразительной и создают интересные музыкальные эффекты. Использование неаккордовых звуков требует понимания их функций и умения правильно применять их в композиции и импровизации.Хотите знать больше о музыке? Тогда, другие уроки ждут вас по предыдущей ссылке.