Как определить размер стиха — руководство

Как определить размер стиха — руководство

Когда я начинал писать первые свои стихи, наверное штук тридцать, написал и не задумываясь о размере — просто писал в ритм и от души. Даже мысли не было, как определить размер стиха и вообще, что это. Но как мы с вами договорились раньше: вдохновение вдохновением, а теорию надо знать. Хотя бы для того, чтобы не попасть в глупое положение

— Уважаемый, поэт! Прочтите мне своё… ну, как там его… ну, то, что у вас ямбом про погоду! Смешно или нет — не знаю. Но в один прекрасный день меня разобрало такое любопытство — а каким размером написаны мои стихи. Горячая была клавиатура от запросов в интернет. После волнующего разбора полётов выяснилось, что внутренний ритм стихов.


Зачем определять размер стиха?

Стоп! Стоп! Стоп! Это сейчас, когда я редактирую эту статью в конце 2019 года, я могу вам точно сказать, что и как. А когда её писал в 2014 году. Для меня все было в новинку, и я не совсем понимал зачем это все надо. Только теперь я могу вам со 100% уверенностью сказать, что всё что написано на этой странице, это надо знать только в академических целях. И то — не знать, а ознакомиться, с тем, как определить размер стиха. Только чтобы получить хорошую оценку в школе.

Важно понимать: это руководство, к поэзии и стихосложению — не имеет никакого отношения. Музе поэта этого ничего не надо, это надо тем, кто не поэт. Школьникам, потому что заставляют учить, графоманам — чтобы показаться умным, а остальным, вроде учителей русского языка и литературы, пусть это будет памяткой..

Для всех тех, кто хочет узнать что думаю лично я об этом. Знайте, все разговоры со мной, о хорее, ямбе, и т.п. Приведут только к одному, что вы попадете в жесткий бан. И не услышите от меня ни одного слова в ответ. Статья написана в академических целях для учащихся средних школ. Можете пользоваться верхним рисунком, как шпаргалкой.



Как определить стихотворный размер?

перо писателя


Русские размеры, по своей сути, имеют две формы, которые определяются последовательностью ударных и безударных слогов — двусложные и трёхсложные размеры.

В двусложных размерах мы имеем последовательность сильных и слабых слогов. Но сначала предлагаю определиться о графическом обозначении ударных и безударных.

"U" = безударный слог; "" = ударный слог

В двусложных размерах мы имеем последовательность ударных и безударных, или сильных и слабых слогов. — U — U — U — U И здесь сама кульминация вопроса, без лишних тон воды: размер стиха определяется в зависимости от того, куда падает ударение; если на первый слог, то хорей.


Хорей

Тройка мчит, хрустят вслед сани Крутят вихри небосвод Ветер дует хулиганя Сыплет снегом песне в рот
 

Если на второй, то ямб.


Ямб

Играют волны — буря зреет По ветру: мачты, треск хрустит Лиловый парус с песней реет С отвагой мили бороздит
 

И здесь мы наглядно видим, что эти два размера по свой внутренней структуре одинаковы, отличаются только тем, на какой слог падает ударение. Ямб и хорей, это двусложные размеры.

Редактирую эти глупости, так и охота все перечеркнуть, и написать крупными буквами "Не занимайтесь дурью! Это не имеет никакого отношения к поэзии" Если бы я сам не писал стихов, все эти буквоеды склевали меня бы, как голуби — булку белого у драмтеатра. За такие слова. Но вы, девочки и мальчики, кого заставляют это учить, можете смело говорить своим учителям тоже самое, и ссылаться на меня. Что так сказал я. Это все правда.

Стихи рождаются в душе поэта, на не подсознательном уровне, и это в большей степени зависит только от отдельно взятого индивидуума, кто пишете стихи. Поверьте, нет в моей душе, там места, ни ямбам, ни хореям. Одна поэзия. Говорите вашим учителям, им, тоже самое. Но, а мы, продолжим тему. Не привык бросать начатое на полдороги

У амфибрахия ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными, и он трехсложный размер.


Амфибрахий

Прекрасное утро — красивый восход По небу! По небу — плывет пароход За ним вслед барашки, гурьбой облака И тучка поменьше, на вид ангелка
 

Вот и всё что вам надо знать (стихи надо проговаривать в голос — обязательно!) Ямб и хорей — два основных размера, которыми пишут, и писали: девяносто пять процентов всех поэтов. Ваш Пушкин, так вообще, кроме ямба ничего больше не знал, и то, не всегда знал что он есть. В конце нашего, небольшого урока, хочу напомнить — не так и важно: какой размер у вашей души. Руководство не было бы полным, если бы я не привел все размеры. Это, чтобы вам не перелистывать тонны макулатуры.

как написать роман

Важно: не придавайте большой значимости, теории о стихосложении, или наподобие такой глупости, как написать гениальный роман, или такой стих. И если вы сочинили стих, и он вам нравится, а теория говорит: что же вы, уважаемый стихоплет! Здесь надо — неужели, а ну исправь! Никогда этого не делайте — вы это индивидуальность, под которую эти исследователи (придумали же себе название) если…если… если… они, потом сами будут подстраиваются под вас. И так, это будет считаться правилом написания. Теорию пишут те, кто в поэзии и литературе: никто и зовут его никак — ни одного романа, про убогие стихи уже молчу. Учите русский язык и сочиняйте, остальное приложится со временем — или нет. Каждому своё.

P.S. Попалась мне как-то книжонка, одного автора, которого почитают среди буквоедов. Так вот хватило меня на двадцать семь строк: за три дня — по всей книге. Пятьсот с лишним страниц этот мужик грузил такую мрачную шизу о стихах: диаграммы, слова что не выговоришь. Что мне подумалось встретить его и сказать: «А ну прочти мне, хоть четыре строчки: своего золотого стиха!»

Не тратьте зря время и не читайте книги сумасшедших — по-другому, это назвать нельзя. От них вы можете получить опасную, инфекционную информацию, что поставит крест на вашем искусстве. Ну что, договорились? Или вы до сих пор, всё ещё хотите писать, как Пушкин? Тогда советую руководство: как писать рецензии на стихи, и напишете на этого рукотворного кумира, парочку объективных рецензий. Поставьте ваших учителей в неловкое положение: честной и объективной рецензией, пусть попыхтят опровергая очевидное.


My alter ego

Живёт в душе и процветает Горит он страстью и без склок С надеждой в разуме витает Ведёт сердечный диалог Пленил он страстью и навеки Похитил ключик от души Со страху ёкнули лишь веки Я стал рабом для фетиши Рабом слогов и окончаний, Мужских и женских в них начал Размеры стоп и без ворчаний Построил ритм, — и зажурчал: Ручьём и песней засердечной, Залил нектаром он тоску И грусть оставила навечно: Сгорела пламенем в труху Хорош фетиш... и он от бога! Прилип липучкой, и к душе Живёт он в сердце... где берлога Ходить там можно в голыше

2015 © Александр Протасов


Таблица стихотворных размеров


Двусложные:

U U пиррихий
— U хорей
U — ямб
— — спондей

Трёхсложные:

U U U трибрахий
U — U амфибрахий
U U — анапест
— U U дактиль
— U — кретик (амфимакр)
— — U антанапест
U — — бакхий (антидактиль)
— — — молосс (тримакр, экстенсипес)


Четырехсложные:

U U U U прокелевсматик (дипиррихий)
— U U U пеон первый
U — U U пеон второй
U U — U пеон третий
U U U — пеон четвертый
— U U — хориямб
U U — — ионик восходящий
— — U U ионик нисходящий
U — — U антиспаст (ямбхорей)
U — — — эпитрит первый
— U — — эпитрит второй
— — U — эпитрит третий
— — — U эпитрит четвертый
— — — — диспондей

Пятисложные:

— U U U U промакр
U — U U U парапик
U U — U U месомакр
U U U — U пиррихотрохей
U U U U — пиррихиямб
U U — — U антамебей
U U U — — дасий
U — U U — киприй
— — U U — амебей
U — — U — дохмий
— — — U U моллоссопиррихий
U — U — — париамбод
U — — — — пробрахий
— — U — — месобрахий
— — — U — моллоссиямб
— — — — — молоссоспондей